Четверг
25.04.2024
15:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 38 г.Ангарск
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


О вежливости у детей раннего и дошкольного возраста

1. Если ребенок перебивает взрослых...


«Не перебивай меня не перебивай!» - так поется в известном шлягере, где она возмущена и устраивает истерику ему за то, что он ее не слушает. Как неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать если ребенок перебивает взрослых?


«Наш сын Ваня (2 года 3 месяца) не дает нам поговорить, он постоянно требует, чтобы мы им занимались: и почитай, и поиграй и т. п. Когда мы с мужем разговариваем, Ваня влезает в наш разговор, требует, чтобы слушали только его».

Первые слова, первые фразы... Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать.

Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может означать, что он:

·        не умеет слушать;
·        проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;
·        хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной;
·        не обладает достаточным запасом терпения;
·        недополучает родительского внимания.

Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства
и характерно для детей, имеющих повышенное нервное  напряжение. Когда
много говорит, вмешивается  в разговоры взрослых и других детей,  вторгается в чужие игры - это может быть одним из симптомов гиперактивности.

2. Если ребенок не здоровается... 

Для некоторых детей ситуация прихода и  ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают напряжение. У детей с нарушениями  нервной системы ситуации напряжения вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза. С мальчиком Васей 3 лет, у которого появление невротического  ступора случались каждый раз в ситуации прощания и приветствия, мы вместе с родителями придумали увлекательные способы приветствия и прощания: плечиками ступнями ног, ладошками и т. п. Васе понравились такие веселые способы, а однажды, когда прошло уже несколько месяцев, мы услышали от мальчика вслед за мамой сказанное им приветствие: «3дравствуите!»

Причиной того, что ребенок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная атмосфера.

Приведем пример. Состав семьи мать (26 лет), отец (32 года), сын Денис 3.5 года, бабушка (папина  мама 60 лет), дедушка (папин папа, 67 лет), дядя (папин брат, 26 лет). Мама обеспокоена: Денис в детском саду не умеет общаться с детьми, его игры со сверстниками заключаются в том, что он ломает их постройки и веселится по этому поводу. И никак не научить его здороваться! Денис не говорит «До свидания», не говорит «спасибо», может ущипнуть деда или ударить его носком ботинка. Папе Денис выражает свое недовольство словами: «Я с тобой не дружу!» Он вредный мальчик, который делает все поперек. Он, пожалуй, такой же, как я!

Нетрудно догадаться, что в этой семье не только мальчик так себя ведет, но  другие члены семьи. Оказалось, что мама Дениса не здоровается с бабушкой, выражая тем самым свое недовольство свекровью. Бабушка и дедушка не здороваются между собой и с другими членами семьи. В условиях этой семьи мальчика действительно трудно научить вежливым словам, ведь необходимо менять не только поведение каждого взрослого члена семьи, но и неблагоприятную атмосферу в которой волшебные слова просто не могут жить.


3. Если ребенок ругается матом... 

Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом замечательно когда-то рассказала детская писательница В. Осеева в рассказе «Вежливое слово».  Слово «пожалуйста», сказанное тихим голосом и глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь в этом рассказе распахнуло, как по волшебству сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к ненормативной лексике?

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети раннего и дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДВК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребенка.

За психологической помощью обратилась мама (30 лет): «У сына проблема с мусорными словами, они буквально вылетают изо рта Кирилла».

Кирилл (3 года 7 месяцев) единственный ребенок в семье, воспитанием занимается мама. Кирилл чрезвычайно интеллектуально развитый ребенок, и такое поведение можно расценивать как проявление демонстративного поведения, означающего: «Обратите на меня внимание!» Самым плохим событием Кирилл считает для себя следующее: «Мама ходит в клуб все время, в ночной клуб! Мама Кирилла не работает в отличие от папы, который обеспечивает эту семью. По вечерам, когда лапа приходит домой мама уходит развлекаться в ночной клуб, а папа остается с мальчиком дома и не стесняется в употреблении бранных слов в присутствии сына.

Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлестывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей раннего и дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным  формам выражения своих как положительных так и отрицательных эмоций.

«Наш сын (4 года) ругается матом. Пробовали не обращать внимания, ругать и наказывать - ничего не помогает! Как быть?»

Дело в том, что ребенок четырех лет уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны. Попробуйте разрешить вашему ребенку ругаться (ведь это все равно происходит),  но только в определенном месте (например, у мусорного ведра – слова то у вашего сына  мусорные).

Однако к этому с способу необходимо прибегать только в крайнем случае. Прежде всего надо показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не говорят и т. п.

Памятка для педагогов и родителей "Как научить ребенка не перебивать взрослых"


1. Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость и вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.

2. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. п.

3. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной.

4. Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.

5. Учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидания паузы в разговоре.

6. Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.

7. Сами никогда ее перебивайте ребенка!

 

Памятка для педагогов и родителей "Как помочь ребенку быть вежливым"


1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3. Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».

4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.

5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

6. Вместе с ребенком разработайте и  утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот

        день впервые» и т.п.

7. Учите вежливости вежливо!

 

Памятка для педагогов и родителей "Как отучить ребенка ругать матом"

1. Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать «мусорные» слова.

2. Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребенка, где он услышал эти слова (а вдруг от вас!) поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.

3. Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а вы уверены в том, что ваш ребенок хороший!

4. Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.

5. При непрекращающемся  употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда я где можно говорить плохие слова. Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.

6. Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими, не бранными словами.

7. Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика ее нужна.

 

Литература 

1. Алексеева Е. Е. Что делать если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет - СПб.: Речь, 2008. - 224 с.

2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. СПб.: Речь, 2008. - 283 с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ№38 (29.08.2013)
Просмотров: 1613 | Комментарии: 1 | Теги: дети, воспитание детей, вежливость, консультация для родителей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск