Четверг
25.04.2024
21:29
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 38 г.Ангарск
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Играем с детьми
 Уважаемые папы и мамы! Бытует мнение, что с самого раннего возраста надо приучать детей к игрушкам, ориентированным на пол ребёнка. Уже с младенчества счастливые родители, а особенно папы, заваливают своего сына коллекционными машинками, самолётами, солдатиками и грузовиками, думая, что мальчику, будущему мужчине, нужны и интересны именно они. К сожалению, родители часто забывают или просто не знают о том, что в раннем возрасте ребёнка привлекают совершенно другие игрушки - неваляшка, кукла, мишка, зайчик. Поэтому не стоит ужасаться, если Петя или Ваня подолгу рассматривает куклу, обнимает и прижимает её к себе, вместе с ней ест, купается или ложится спать. В этом нет ничего особенного. 

Кукла для всех детей раннего возраста - не просто игрушка и 
не только неотъемлемый атрибут каждой девочки, символизирующий игру в дочки-матери. Кукла - это образ самого ребёнка, его проекция, двойник. Поэтому обязательно нужно дать возможность каждому малышу, будь он мальчик или девочка, познакомиться с куклой, играть и наиграться с ней. К сожалению, часто в семьях, где растут мальчики, мы вообще не увидим куклу или ее подобие. Именно в таких семьях родители могут с удивлением наблюдать, как в гостях или на детской площадке их сыновья с интересом следят за игрой в куклы других детей или становятся активными её участниками. Не мешайте своему сыну, не одёргивайте ребёнка: «Что это за девчачьи игры?», всячески поощряйте его интерес и внимание, наблюдайте за тем, что же привлекло в такой, казалось бы, простой игре вашего любителя техники и папиных инструментов. Может быть, стоит купить куклу и показать малышу, используя ваши положительные эмоции, воображение и фантазию, как с ней играть. Поверьте, дитя будет в восторге, а в 
получите не меньше удовольствия от такой игры! Обратим ваше внимание на то, что, просто купив куклу и посадив её на полку рядом с другими игрушками, мы не научим мальчика или девочку играть с ней. В этой ситуации кукла станет, прежде всего, ещё одним предметом во всём многообразии предметов окружающих малыша. Но если в ваших руках эта кукла на глазах ребёнка будет «ходить», «говорить», «пить чай, «умываться» и «ложиться спать», то она станет для малыша не просто игрушкой, а настоящим другом, участником всех игр, им самим. Тогда через некоторое время вы с интересом сможете наблюдать, как ваш малыш который, казалось бы, только что начал самостоятельно ходить и отучился сосать соску, с важным видом укладывает куклу Олю спать или возит её в коляске, копируя при этом все ваши жесты, движения, мимику, а позже вашу интонацию и выражения.

 

Игры детей от 1 года до 2 лет

На втором году жизни игра носит сюжетно-отобразительный характер (то есть в ней воплощаются и отображаются впечатления, которые ребёнок получил в повседневной жизни).

В игре обязательно нужно учитывать интересы ребенка, его жизненный опыт. Именно с помощью куклы и игры с ней можно показать малышу его самого со стороны. Разыграйте с помощью куклы те проблемные ситуации, с которыми почти все родители сталкиваются довольно часто: кукла не хочет есть, отказывается ложиться спать, разбрасывает, но не собирает свои игрушки и т.д. Будьте уверены, ваш малыш начнёт воспитывать свою куклу так же, как и вы воспитываете его! А, может быть, и вам будет полезно посмотреть на ситуацию глазами наблюдателя.

На втором году жизни ребёнка изменяются и усложняются игровые способы (то, как малыш будет взаимодействовать с куклой) и игровые средства (игровой материал). В этом возрасте детям необходимо давать куклы, не только купленные в магазине, но и самодельные, с любовью сделанные вами или старшими детьми. Такие куклы 
можно изготовить из природного материала (дерево, солома, шишки), они могут быть сшиты из ткани или связаны из ниток. Кукол можно изготавливать самостоятельно, без участия малыша или вместе с ним. Представьте, каково будет удивление вашего крохи, когда на его глазах из простой тряпочки, ленточки и трёх пуговиц появится, как по волшебству, новая куколка! Одним словом, фантазируйте, тем самым развивая воображение, представления об окружающем мире и фантазию своего ребёнка.

Для детей до полутора лет необходимы те же куклы, что и для младших детей. В них должны быть представлены лишь основные детали: глаза, нос, рот, волосы, руки, ноги, простое платье. Хорошо, если куклы сделаны из мягких материалов, с использованием тканей разных цветов и фактуры (шерсть, шёлк, лён, ситец, байка). Это Могут быть куклы из ткани, мягкой пластмассы, резины, легкие деревянные куклы и т.д. 

Оптимальный размер куклы, удобный для игры детей этого возраста, - от 15 до 30 смНе покупайте малышам кукол большого размера с жёсткими негнущимися руками и ногами, которые трудно завернуть в одеяльце, посадить, поставить.

Это может привнести некоторые трудности в игру ребёнка, а также вызвать раздражение или даже негативную реакцию.

Желательно, чтобы в распоряжении малыша было теперь уже много различных кукол (покупных и самодельных), чтобы он мог их сравнивать между собой, обобщать и совершать с каждой из них аналогичные игровые действия.

После полутора лет можно использовать кукол, у которых представлено больше деталей: пальчики на руках и ногах, бант на голове, трусики, туфли, носочки и т.д. На эти детали родителям следует обратить внимание ребёнка, обыграть их, уточняя их значение.

По мере увеличения игрового материала усложняются и действия с ним, усложняется сама игра, в которой взрослый продолжает выполнять ведущую роль, обучая ребенка применять или использовать игровой материал. Конечно же, ребёнок, в конце концов, самостоятельно научится гладить или варить игрушечный суп - он будет действовать по подражанию, копируя и перенося в игру всё то, что вы обычно делаете в жизни. Но положительный эмоциональный заряд и заинтересованность может внести в игру малыша только взрослый.


 Покормим куклу

Для этой игры понадобится игрушечная посуда (ложка, тарелка, чашка) и кукла. Сначала можно сказать, что кукла проголодалась и нужно её накормить. Принесите посуду и вместе с ребёнком накройте на стол (можно использовать кукольную мебель - стол и стул, а можно посадить куклу Лялю за детский столик вашего малыша). Покормите куколку игрушечной ложечкой, одновременно причмокивая за куклу, поблагодарите за обед от её имени. Предложите малышу повторить ваши действия, а сами продолжайте озвучивать куклу. А теперь сообщите, что Ляля хочет пить. Подождите немного, вдруг ваш кроха сам потянется за чашкой. В том случае, если ребёнок не проявит инициативы, возьмите чашечку и дайте кукле попить. Предложите ребенку повторить ваши действия.

С 1 года 6 месяцев сюжет данной игры можно усложнить, начав кормление куклы с приготовления пищи (на кухне с использованием плиты, кастрюли, фартука и т.д.), и закончив игру уборкой (моем и вытираем посуду после обеда). В игру можно ввести дополнительные предметы: вилку, ножик, блюдце, чайничек, сахарницу, скатерть.

Теперь мы кормим и готовим для нескольких кукол или других сюжетных игрушек (празднуем день рождения или к кукле пришли гости). Обсудите, что вы будете готовить, кто что любит, как вы рассадите гостей и т.п.

 

Уложим куклу спать

Для этой игры вам понадобится игрушечная кроватка (или коробка из-под обуви), игрушечное постельное бельё (или лоскуты ткани и кукла). Возьмите куклу и скажите, что Ляля устала и хочет спать. Предложите малышу уложить куклу в кроватку. Если вы видите, что ребёнок затрудняется выполнить вашу просьбу, возьмите куколку, покачайте немного на руках, спойте песенку, положите её в кроватку и накройте одеялом. Скажите крохе, что Ляля спит, нужно вести себя тихо-тихо, не шуметь, чтобы её не разбудить. Снова возьмите куклу и попросите ребёнка повторить ваши действия. Скажите, что Ляля снова хочет спать.

С 1 года 6 месяцев усложняем игру: используем в игре подушку, одеяло и матрасик, раздеваем куклу и готовим ей постель перед сном. Можно начать с того, что Ляля ужинает, смотрит «Спокойной ночи, малыши», а затем ложится спать. Покажите, как кукла раздевается перед сном, аккуратно вешает свою одежду на стульчик, умывается и ложится в кровать.


Кукла заболела

 В этой игре можно использовать набор медицинских инструментов - градусник, шпатель и стетоскоп. Скажите малышу, что кукла Ляля заболела. Уложите куклу в постель, покажите, как надо пользоваться градусником, как послушать куклу и посмотреть ей горлышко.

С 1 года 6 месяцев вместо медицинских инструментов можно начинать использовать предметы-заместители: вместо градусника - шариковую ручку без стержня из прозрачного пластика, карандаш или палочку вместо шпателя, круглую баночку от крема или из-под лекарств вместо стетоскопа. Игру можно начинать с того, что кукла гуляла, не слушалась маму, ходила по лужам, промочила ноги и заболела. Нужно куклу лечить. Разденьте и уложите Лялю в постель, повяжите на шею шарф, укройте потеплее. Измерьте температуру, посмотрите горло. Предложите ребёнку приготовить для куклы тёплый чай. Куклу пришла навестить её подруга - кукла Оля. Что она принесла Ляле?

У куклы день рождения

Объявите малышу, что у куклы Ляли сегодня день рождения. Предложите ребёнку подарить кукле какой-нибудь подарок (это может быть конфетка, бантик, заколочка и т.д.). Покажите за куклу, как она рада подарку (кукла танцует, напевает песенку, веселится), поблагодарите кроху.

С 1 года 6 месяцев сюжет игры усложняем: можно наряжать и красиво причёсывать куклу, звать гостей (каждый гость может прийти с подарком - обсудите это с ребёнком), готовить для гостей праздничное угощение, рассаживать кукол, мишек, зайчиков за столом и т.д.


Кукла на прогулке

Сообщите малышу, что кукла хочет погулять. Возьмите куклу за руки и поводите её по комнате, приговаривая: «Топ-топ-топ. Топ-топ-топ». Предложите малышу сделать то же самое. Кукла Ляля устала, посадите её в коляску и покатайте вместе с малышом по комнате.

С 1 года 6 месяцев для такой игры используйте сезонную одежду (шапочку и кофточку, сарафан и панамку). Также «на прогулке» кукле можно дать формочки, мячик и совочек (или предметы-заместители вместо реальных игрушек), возить куклу на санках или в коляске. Предложите малышу одеть куклу на прогулку, собрать для неё игрушки. В игре инсценируйте различные ситуации, часто

происходящие на площадке: куклы не поделили лопатку, не хотят вовремя уходить домой, отбирают игрушки друг у друга. В такой игре можно использовать несколько кукол: пусть одна будет у малыша, а другая у вас, старайтесь озвучивать и свою куклу, и куклу ребёнка.


Рекомендации для родителей

Не следует сразу, в один момент усложнять игровой материал, завалив комнату малыша игрушечной мебелью, посудой, колясками и множеством разнообразной одежды для кукол. Нужно постепенно вводить в игру новые предметы, а главное - научить ребёнка играть с ними. Например, оборудуйте сначала столовую для кукол. Поставьте столик со стульчиками, накройте стол, рассадите кукол. Вот мы и организовали чаепитие. Обыграйте вместе с малышом этот сюжет: разлейте чай, разложите конфеты не обязательно настоящие). Пусть ребёнок выполняет роль хозяина, а куклы будут гостями. Через некоторое время усложните сюжет. (У куклы Оли день рождения и она пригласила гостей. Давай приберём в комнате, нарядим её, красиво причешем. Что мы ей наденем? Чем она будет угощать своих друзей?) После того, как вы с ребёнком проиграете множество различных ситуаций, можно снова усложнить игру и игровое пространство. Оборудуйте рядом со столовой кухню для кукол. Поставьте плиту, достаньте фартуки, кастрюльки и полотенца, а дальше разворачивайте новые сюжеты. Таким же образом сделайте спальню: поставьте кровать, достаньте игрушечное постельное бельё и т.д. для того чтобы создать ребёнку такой игровой уголок, вовсе не обязательно бежать в магазин и покупать всё от игрушечной мебели до муляжей овощей и фруктов. Некоторые вещи можно изготовить самим: в качестве кровати и шкафа использовать коробку из-под обуви, а постельное бельё сделать из ненужных лоскутов материи; плитой может стать плотная квадратная коробка из картона с наклеенными наверху кружочками бумаги и т.д. Многие мамы сами шьют одежду для кукол, что позволяет и разнообразить игру (использовать верхнюю одежду, в зависимости от сезона), и прививать навыки самостоятельности (учиться одевать и раздевать кукол, застегивать и расстёгивать молнии и пуговицы, завязывать шнурки и бантики). Оборудованный игровой уголок для кукол используйте и в качестве «иллюстрации», при помощи которой можно составить короткий рассказ, описывая конкретную, созданную вами ситуацию. Вы сами можете заранее подготовить сюжет: кукла уронила чашку, кукла убирается или кукла моет посуду.

После того, как ребёнок рассмотрит вашу инсценировку, спросите его: Что произошло? Что делает кукла? Почему она плачет (веселится)? Что кукла будет делать дальше? Это будет способствовать развитию связной устной речи, обогащению пассивного и активного словарей малыша, развитию памяти, мышления, воображения и внимания. Игра со всеми образными игрушками (и непосредственно с куклой) в конце второго года жизни уже может включать в себя элементы воображения. Теперь в игре используйте не только реальные игрушки, но и предметы-заместители: палочку вместо ложки, шарик вместо конфеты и т.д. Если ваш ребёнок активно и с интересом включается в игру, поддерживает и принимает её, используя предложенные вами предметы-заместители, манипулирует ими также, как реальными предметами, это говорит о том, что малыш перешёл на новую ступень формирования игровой деятельности, где важно достижение и реального, и воображаемого результата. Таким образом, ребёнок учится выполнять конкретные практические действия, которые он 
уже достаточно хорошо освоил (например, кормление куклы), «понарошку. Родителям следует помнить, что использовать воображаемые предметы или предметы-заместители можно только в том случае, если ребёнок уже достаточно хорошо играет с реальными игрушками. Также уже можно в ходе игры словесно охарактеризовать воображаемое состояние кукол (кукла плачет, кукла смеётся, кукле весело) и обыграть его.

 

В завершение скажем, что если ребёнок с интересом играет и получает положительные эмоции в ходе общения с куклами, постепенно он начнёт самостоятельно искать и демонстрировать вам всё новые и новые способы игры и взаимодействия с игрушками. Вы сами увидите, как усложнится и развернётся его игра, какой интересной и осмысленной станет она, но только в том случае, если вы своевременно заложите фундамент, создадите основу игровой деятельности вашего малыша.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: МДОУ№38 (08.11.2013)
Просмотров: 883 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск