Решение проблем речевого развития.
Проблемы в речевом развитии детей – одна
из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и
другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов и
психологов в том, что речь является одним из важнейших факторов и основой для
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей начиная с раннего
возраста.
В трудах педагога, профессора Н.М.
Аксариной, проведшей ряд исследований по воспитанию и обучению детей раннего
возраста, были определены задачи работы по развитию речи и предложены пути
решения проблем раннего возраста.
Проблемы
развития речи детей раннего возраста |
Задачи
работы по развитию речи детей раннего возраста |
Пути
решения проблем развития речи детей раннего возраста |
Он употребляет в речи слова –
«паразиты», сленг, нецензурную лексику. Недостаточно использует речь, а слова
заменяет жестами. Не вступает в речевой контакт со
взрослыми или с другими детьми. Не принимает участие в беседе или не
повторяет слова при разучивании стихотворного текста. |
Специальная организация внешней среды,
наличие пособий, способствующих сенсорному развитию детей. Меры по формированию более устойчивого
внимания с постепенной активацией внимания произвольного (роль внимания значительна
в психической деятельности детей и является одним из важных условий их
развития). Укрепление слуха и способности
слухового сосредоточения (как существенное условие развития речи). Обогащение восприятия и расширения
ориентировки в окружающем (благотворное влияние этих факторов на развитие
речи). Создание необходимых условий для
развития игровой деятельности (игра требует максимально возможного применения
речи). |
Обеспечить детей различными игрушками,
дидактическими пособиями (их активное, целенаправленное использование
развивает речь). Стимулировать общение с малышами в
семье и в детском саду. Постепенно развивать внимание к
слушанию речи взрослого и сверстников, к выполнению какого-либо действия по
предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия
определенным правилам. Создавать условия для бодрого,
эмоционально-положительного состояния воспитанников. Формировать и обогащать положительные
чувства и предупреждать негативные переживания детей. Проводить занятия по развитию речи и
расширению круга представлений: организованное наблюдение,
показы-инсценировки, рассказывание по картинкам, беседы. Поддерживать самостоятельную
деятельность детей. |
Развитие посредством чтения возможно
только при участии взрослого. Дети раннего и
младшего возраста испытывают особую потребность в общении, поэтому
данный возрастной период может оказаться решающим фактором в воспитании
будущего читателя.
Органически соединяет в себе поэзию и
игру такое произведение устного народного творчества, как потешка.
Изображенные события и персонажи в
песенках и потешках в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно
преображают её, и в результате реальность оказывается включенной в
фольклёрно-образный мир. Поэтизация обычных предметов и явлений подчеркивает их
достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное.
Что необходимо педагогам в процессе
подготовки к чтению малых жанров фольклора?
Прежде всего, иметь в библиотеке
детского сада книгу с малыми жанрами фольклора, иллюстрированную художниками,
мастерами книжной графики. Например, книгу с иллюстрациями Ю.А.Васнецова или
альбомы с репродукциями его иллюстраций у фольклорным произведениям.
Если малыши не адаптированы к чтению
книги, то знакомство их с малыми жанрами фольклора педагог начинает с
рассказывания и одновременного проведения игровых действий.
Детям часто нравится, когда им не просто
читают текст потешки, а поют его. Характерная особенность жанра потешек –
особое подчеркивание художественной природы языка, словесная игра, стремление к
выявлению забавного, яркого в звучании слов. Поэтому другой вариант: начинать знакомство
с произведениями художественной литературы через пение потешек, к которым уже
существует мелодия («как на тоненький ледок», «Заинька» и др.).
После того как дети научатся соотносить
текст потешки с игровым действием, педагог устраивает знакомство с книгой:
приглашает к ней в гости. Книжный уголок
оформляется в виде сказочной избушки. Педагог в вежливой форме
приветствует Избушку, поочередно берет книги, открывает каждую и обращается к
знакомым детям образам.
При рассматривании иллюстраций
воспитатель выделяет характерные для данного изображения и текста потешки
детали, акцентирует на них внимание детей, вовлекает их в беседу, а потм в
игровое действие. Например, предлагает позвать (гуль-гуль-гуль) и покормить
птичек (постучать по ладошке указательным пальчиком) и т.п.
Создав, таким образом, ситуацию, в
которой дети словно очутились среди героев хорошо известных им произведений,
педагог предлагает каждому ребёнку взять в руки книгу и проговорить вместе с
ним (или самостоятельно), кого они увидели.
Как
осуществлять чтение?
1. Воспитатель
называет жанр художественного произведения, автора (если есть), название
(«Расскажу потешку «Дедушка Ежок»).
2. Рассказав или
прочитав потешку, показывает малышам иллюстрации к ней (например Ю. Васнецова).
3. Помогает детям
вспомнить и назвать всех персонажей с опорой на иллюстрацию в книге или на
листе из альбома.
4. Чтение потешки
должно быть многократным. При повторном чтении воспитатель обращается к детям.
5. При следующем
чтении воспитатель помещает репродукцию с иллюстрации Ю.А. Васнецова в групповой
комнате и приглашает детей рассмотреть её. По окончании рассматривания картинки
воспитатель читает или поёт текст потешки. Во время повторного чтения для
предупреждения переутомления детей
должна обязательно произойти смена деятельности. Это может быть подвижная игра,
основанная на самостоятельных, творческих и комплексных занятиях с опорой на
художественное произведение, и т.п.
6. Одной из форм
повторного чтения детям может стать инсценировка художественного произведения.
В инсценировках потешек воспитатели
могут использовать различные виды кукольных театров. Путем создания игровых
ситуаций при показе мини-спектаклей создаются
условия:
- для проговаривания детьми слов
художественного произведения во время просмотра;
-
для общения малышей со взрослым, который от лица участника спектакля обращается
к ним;
- для игр детей с персонажами
инсценировки после просмотра спектакля.
Прежде чем начать показ инсценировки
малых жанров фольклора, воспитатель показывает детям главного героя будущего
спектакля. Дети рассматривают игрушку
(театральную куклу), педагог дает краткую характеристику персонажа: добрый, весёлый,
красивый и т.п. Затем предлагает детям вспомнить другие произведения с участием
сказочного образа.
Такой приём очень часто необходим,
потому что при инсценировке малых жанров фольклора, в которых нет диалога, а
лишь простое развёртывание сюжетного действия, зачастую предельно сжатого,
педагог вводит этот образ в качестве рассказчика, что позволяет, в свою
очередь, объединить два произведения в один спектакль.
7. Участвуя
в инсценировке, дети постепенно учатся импровизировать домысливать,
досказывать. После чтения, инсценировки художественных произведений педагог в
разных формах непосредственно образовательной деятельности организует игры
детей с игрушками, героями спектаклей.
Также проводит беседы с детьми. Цель таких бесед – определить, как была
воспринята сказка или другое художественное произведение, какой герой больше
всего запомнился и т.д.
СОЗДАТЬ
УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ!
·
Обязательное
условие – активное общение детей со взрослыми. Уроки «подражания»
принесёт наибольшую пользу, если во время общения ребёнок хорошо видит лицо
взрослого. В этом случае он будет подражать не только звукам, но и
движении губ взрослого. Для того, чтобы малыш мог хорошо слышать свой голос и
голос взрослого, следует устранить посторонние звуки и шумы. Главная задача
взрослого поддерживать эту предречевую активность ребёнка, играть с ним в
«перекличку», давая образцы разных слогов и простых слов для повторения.
·
Очень важно
дать возможность ребёнку активно исследовать окружающий мир, познавать его с
помощью всех пяти органов чувств. Полноценное сенсорное развитие (восприятие
мира с помощью чувств и анализ этих ощущений клетками головного мозга) –
необходимое условие для роста интеллектуального и речевого потенциала
маленького человека необходимо давать
вволю пощупать, посмотреть, постучать, понюхать, попробовать на вкус не только
игрушки, но и предметы ближайшего окружения. Единственное условие –
безопасность!
·
Маленьких
детей надо обеспечить игрушками, способствующими развитию его интеллекта:
пирамидками, матрёшками, вкладышами, конструкторами, мозаиками. Действуя с ними
под руководством взрослого, малыш будет учиться сравнивать предметы по форме,
цвету, величине, качеству материала.
·
Хорошим
стимулом для речевого и интеллектуального развития являются игры с
пальчиками.
·
Для того,
чтобы произошёл качественный скачок в развитии маленького человека и он
осмысленно заговорил сам, количество понимаемых слов (пассивный словарь)
должно быть достаточно большим. Говорить необходимо спокойно, не спеша,
простыми фразами, доступными его пониманию (вспомните язы сказки «Курочка
Ряба»). Следует не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами
слов. Необходимо пользоваться каждым моментом для разговора: накрывая на
стол показывать и называть предметы посуды, собираясь на прогулку, показывать
одежду и рассказывать какого она цвета.
·
Важно
рекомендовать родителям дома при общении с ребёнком следовать тем
же правилам, что и в детском саду.