Застенчивый ребёнок
Такой ребёнок послушен, ведёт себя тихо. Он не хочет привлекать к себе внимание, его постоянно беспокоит, что о нём могут подумать, поэтому он может казаться образцом хорошего поведения. Однако сильная застенчивость мешает ребёнку общаться со сверстниками и взрослыми. Застенчивые дети очень медленно и постепенно привыкают к новым для них ситуациям и окружению. Для них характерна низкая самооценка, что может привести к отказу от активности и развития своих способностей. К счастью, у большинства людей застенчивость уменьшается с годами, но тем не менее это не значит, что детям не нужно помогать в её преодолении.
Причины возникновения застенчивости
Биологическая предрасположенность. Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Обычно у таких детей один или оба родителя страдают от болезненной застенчивости.
Стрессовые события. Часто застенчивость развивается вслед за травматическим событием, обычно связанным с публичным унижением ребёнка. Кроме того, такими событиями могут быть и существенные изменения в жизни ребёнка – переезд, переход в новый садик, серьёзные проблемы в семье.
Характер общения в семье. Причина застенчивости может заключаться в том, что родители критикуют ребёнка, предъявляют завышенные требования и ожидания по отношению к нему, стараются контролировать все аспекты его жизни. Либо в семье принят уважительный, деликатный стиль общения. И тогда любое повышение голоса или категоричные требования пугают ребёнка и заставляют его замыкаться.
Как реагировать на проявления застенчивости у ребёнка
§ Застенчивому ребёнку важно дать время, чтобы освоиться в новой ситуации. Только убедившись, что ему ничего не угрожает, он сможет успокоиться. Торопить робкого малыша бесполезно.
§ Не следует подталкивать ребёнка к контакту с новыми людьми и тем более оставлять его одного в незнакомой обстановке. Можно спросить у ребёнка о том, что его особенно пугает или тревожит, обсудить, как он может с этим справляться, что ему для этого нужно.
§ Важно следить за своими критическими замечаниями в адрес ребёнка. Бесполезно читать нотации, нельзя кричать на ребёнка. Нужно дать ему возможность почувствовать себя в безопасности, оказывая ему поддержку. Спокойно реагируя на происходящие события.
§ Для таких детей важна возможность побыть в одиночестве. Наедине с собой они отдыхают, играют. Адаптируясь и приспосабливаясь к сложным ситуациям, осмысливают и переживают происходящее.
Медлительный ребёнок
Таких детей часто называют «копуши». Они медлительно одеваются, медленно реагируют на просьбы и обращения взрослых. Более всего от своей медлительности страдают сами копуши: взрослые на них раздражаются, ругают и наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры. Да и сами они стараются остаться в стороне. Самое главное – они испытывают трудности в обучении. Всё это накладывает отпечаток на их характер: очень часто такие дети становятся необщительными, замыкаются в себе.
Причины медлительности детей лежат в своеобразии функционирования центральной нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов. Присущая каждому ребёнку скорость двигательных реакций и психической деятельности, его личный темп, определяются в основном врождёнными особенностями, типом его нервной системы.
Родителям важно знать, что:
§ Ребёнок «копается» не назло вам, просто он иначе не может (это свойство его нервной системы). Постарайтесь общаться с ним без понуканий и упрёков, разговаривать спокойно. Ровный тон и доброжелательное обращение гораздо эффективнее, чем крик и наказания.
§ Торопить и подгонять ребёнка не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается ещё больше. Не следует проявлять спешку и нервничать, делая что-либо вместе с ребёнком, например, собираясь в детский сад. Спешка вызовет ещё большее замедление реакции. Рассчитывайте время так, чтобы дать возможность ребёнку собраться в том темпе, в котором он может.
§ Важно соблюдать чёткий режим дня. Медлительному ребёнку легче приспособиться к определённому порядку повседневных дел. Это вырабатывает у него жизненные стереотипы (когда есть, когда спать, когда заниматься и т.д.)
§ Необходимо тренировать, целенаправленно развивать функции нервной системы ребёнка с помощью специальных игр и упражнений. Любое задание на быстрое выполнение какого-то действия надо давать на позитивном эмоциональном фоне, а хорошее настроение у детей легче всего создаётся в игре.
§ Помните, что общение и воспитание медлительных детей требует от родителей большого терпения, чувства юмора и фантазии.