Гиперактивный ребёнок
Поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижностью, высокой эмоциональностью, суетливостью. Такой ребёнок неуправляем, не реагирует на запреты и ограничения взрослых, в любых ситуациях ведёт себя одинаково активно: крутиться, бегает, шумит (дома, в магазине, детском саду, на улице). Быстро и много говорит, перебивает взрослых, задаёт много вопросов, но редко выслушает ответы. Ему трудно сосредоточить внимание на чём-то одном, он, как правило, не доводит начатое дело до конца. Часто провоцирует конфликты между детьми, не контролирует свою агрессию – толкается, дерётся и т.п.
Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, демонстративных, эмоциональных. Это может сделать только специалист (невролог, психоневролог).
Основные признаки гиперактивности
Невнимательность. Для таких детей характерна повышенная отвлекаемость, неумение сосредоточиться, концентрировать внимание.
Повышенная активность. Ребёнок очень подвижен, неусидчив. Постоянно находится в движении, к нему как будто подключили мотор.
Импульсивность. Ребёнок не может ждать: начинает отвечать, не дослушав вопроса, не может дождаться своей очереди в игре и т.п., эмоционален, вспыльчив.
Родителям важно помнить, что:
§ Ребёнок не специально ведёт себя так, чтобы доставить всем неприятности или кого-то разозлить. Он просто плохо управляет собственным поведением и эмоциями.
§ Необходимо оберегать ребёнка от переутомления, от избытка впечатлений (стараться не посещать с ним многолюдные места, ограничивать просмотр телевизора и т.п.), по мере возможности установить режим.
§ Не следует запрещать активные действия, особенно в категоричной форме, нельзя кричать на ребёнка, от шума, громкого голоса возбуждение только усиливается. Лучше направить его энергию в конструктивное русло, переключить на другое занятие, другую деятельность, по возможности предложить ему активно подвигаться.
§ Воспитывать гиперактивного ребёнка – огромная психологическая нагрузка для отдельно взятого родителя и для всей семьи, поэтому по мере возможности важно расширять круг знакомых и помощников, способных помогать ребёнку в его деятельности и развитии.