ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Почему дети такие разные? Одни бойкие и активные, другие – тихие и застенчивые. Одни с удовольствием идут в детский сад, играют со сверстниками, другие плачут и с трудом привыкают к детскому коллективу.
Ответить на этот вопрос не так просто. Индивидуальные особенности детей определяются многими факторами. То, каким будет ребёнок, зависит от врождённых особенностей: темперамента, типа нервной системы, физического здоровья, от условий жизни, от того, каких принципов воспитания придерживаются родители…
Ребёнок может сильно отличаться от родителей, и тогда возникает естественное желание изменить его. Например, быстрой, активной маме трудно смириться с тем, что её малыш делает всё медленно. Она старается «перевоспитать» его, однако нередко результаты её стараний оказываются прямо противоположными, поскольку некоторые качества изменить невозможно, да и не нужно. Важно уметь принимать малыша таким, какой он есть, помогая ему приспособиться к своим особенностям и жить с удовольствием.
Какие-то особенности зависят от возраста детей, например, в три года многие дети становятся фантазёрами. Иногда следует просто запастись терпением и спокойно принимать происходящее с ребёнком.
Однако некоторые особенности поведения напрямую определяются воспитанием в семье, и в этом случае важно хорошо представлять себе, как ваши методы воспитания, атмосфера в семье могут сказаться на ребёнке.
Важно помнить о том, что:
Не следует:
§ навешивать на ребёнка ярлыки – «копуша», «застенчивый», «злой» и т.д.
§ пытаться изменить ребёнка, сделать его таким, как вам хочется. Если ребёнок родился медлительным, то вряд ли он станет активным и быстрым, как бы вам этого не хотелось.
§ сравнивать ребёнка с другими детьми.
§ кричать на ребёнка, наказывать его за то, в чём он не виноват.
Следует:
§ принимать ребёнка таким, какой он есть, подчёркивать его достоинства, сильные стороны.
§ оказывать ему поддержку, помогать преодолевать трудности.
§ быть последовательным в воспитании, твёрдо осознавать, что вы разрешаете ребёнку делать, а что запрещаете.
§ быть внимательным к нуждам и потребностям малыша.
§ осознавать, что со временем ребёнок меняется и на каждом возрастном этапе ему могут быть присущи определённые особенности.
Вы можете помогать ребёнку расти, ощущать себя хорошим и нужным, понимая и учитывая закономерности его развития и бережно относясь к его индивидуальности.