Пятница
26.04.2024
21:11
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 38 г.Ангарск
Главная Регистрация Вход
музыкальное воспитание в семье »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях»

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

Попробуйте научить вашего малыша внимательно прислушиваться к окружающим его звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ваш ребенок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе не тишина, потому что вся наполнена звуками. Наверное, для вас не составит особого труда придумать игровые упражнения для того, чтобы развить у ребенка умение внимательно слушать и слышать.

Вот некоторые из них.

1. СЛУШАЕМ ТИШИНУ. Посадите ребенка рядом с собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ему было удобно и ничто не отвлекало от предстоящей игры. Попросите малыша закрыть глаза (говорите с ним при этом только едва слышным шепотом, чтобы ребенок постепенно настраивался на тишину). Задавайте ему вопросы, на которые ответы даются тоже шепотом.

-Какие звуки различаешь в комнате?

- Откуда они доносятся?

- Какие из них более громкие, а какие едва слышны?

- Какие звуки слышишь на улице?

- Угадай, кто подал голос?

- Какие звуки доносятся из соседнего помещения (из коридора, кухни, комнаты)?

- Какие звуки тебе понравились и какие совсем неприятны?

Вопросы можно продолжить. Обратитесь к собственному воображению. В тот момент, когда у ребенка закрыты глаза, попробуйте сами произвести некоторые шумы (например, скомкайте лист бумаги, скрипните дверью, проведите карандашом по стеклу и т. д.). Попросите малыша догадаться, какие звуки он слышал. Такие загадки должны ему понравиться. Если вы заметите, что ребенок начинает уставать, поменяйтесь с ним ролями.

2. НЕ ОПОЗДАЙ. В процессе игры развивается не только слуховое внимание, но и чувство ритма. Для игры можно использовать любой ударный музыкальный инструмент (бубен, румбу, ложки и т. д.). Взрослый импровизирует несложный ритмический рисунок, ребенок хлопает в ладоши во время паузы (остановки). Таким образом, организуется ритмическая игра, в которой роль ведущего в дальнейшем может взять на себя ребенок. Ритм может быть разным.

Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный мир большого музыкального искусства.

1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан, и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

3. Это может быть вокальная музыка или инструментальная. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

4. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

5. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

 


 

 

«Как развивать музыкальный слух»

Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех, которые хотят учить своих детей музыке. Эстетическая восприимчивость к музыке не развивается сама по себе: нужно, чтобы ребёнок систематически общался с музыкой. Ребёнок 3-х лет, ещё не умеет слушать музыку, не может сохранить внимание долгое время, поэтому лучше слушать короткие песенки, пьесы с ярким музыкальным образом. Для детей этого возраста характерно выражать свои чувства в движении, игре. Исполняется «Колыбельная» и все дети качают куклу, зазвучала весёлая музыка и все дети начинают приплясывать. Научившись в движении слушать музыку, ребёнок начинает понимать настроение, переданное композитором. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Детям вредно петь в холодную погоду.
2. С детьми надо петь песни только для их возраста.
3. Необходимо слушать музыку в семье. Надо, чтобы ребёнок научился слушать музыку и полюбил её.
4. Взрослые должны беречь детский голос. Нельзя разговаривать с детьми слишком громко, а также следить за тем, чтобы и дети не слишком громко говорили, так как крик, шум портит голос, притупляет слух и влияет на их нервную систему.
5. Обучать детей пению может не только педагог, но и родители, имеющие небольшую музыкальную подготовку. Длительность занятий 10-12 минут.
6. Для музыкальных занятий дети обязательно должны иметь специальную обувь, удобную для двигательных упражнений (чешки, мягкие тапочки…).
 

 
 

 

«Музыка как часть повседневной жизни»

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?

А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Малыш растёт, всё большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразличны к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио. У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. А нужно ли им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрессия, хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние -чувство вины. Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.

Безусловно, музыка - это не только язык, на котором изъясняется душа человеческая. Истинная музыка - это источник духовного насыщения ребёнка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, слушать настоящую музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом вкус. Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребёнка.

 


 

    «День рождения дома»

Собственный день рождения у детей едва ли не самый любимый праздник.

Как принято, к празднику комнату нужно привести в порядок, повесить красивые гирлянды, выпустить праздничную стенгазету с пожеланиями имениннику, интересными фотографиями, дружескими шаржами.

Пригодятся воздушные шары. Они сами по себе  создают праздник, а если на них фломастерами нарисовать смешные рожицы, то они придадут празднику дополнительное веселье. Можно использовать их и по - другому. Например, гости, приглашенные на праздник, вносят по воздушному шарику. Если все одновременно проткнут свои шары булавками, припрятанными для такого случая, то получится замечательный салют в честь именинника. Можно сделать иначе: заранее вложить в каждый шар небольшое поздравление, а затем, надув шары, одновременно проколоть их - будет фейерверк поздравлений. И конечно торжество украсят цветы, ведь можно и зимой порадовать именинника прекрасными весенними растениями.

Желательно, чтобы дети сами готовили подарки для именинников, не выпрашивали у родителей деньги и не покупали на них всякие ненужные мелочи. Можно придумать множество отличных самодельных подарков. Например, панно из макарон разного цвета и формы, букет из лоскутков, оригинальные закладки для книг, брелок для ключей, обложка для книг, украшения для девочек.

Программу праздника не обязательно устанавливать заранее. Если на лепестках большого картонного цветка обозначить все предполагаемые развлечения, то именинники сами выберут, с какого начинать.

Возможно, в этом помогут любимые литературные герои. Кот Матроскин зовёт посмотреть мультфильм; Карлсон - подкрепиться и т.д.

Можно организовать игру «Путешествие в страну именинную». Гости составляют поезд и едут от станции к станции.

 


                                                                  

   «Воспитание естественно поющего человека»

Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей может и должно 6ыть ( и всегда было) пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни а именно колыбельные - чтобы успокоить малыша при укладывании спать, потешки, пестушки, приговорки, игры - для развлечения, оздоровления и развития ребенка, протяжные и лирические песни - во время монотонной ручной женской работы, ритмичные трудовые - в соответствующие моменты физической работы, хороводные - на гулянье и т. п.

От природы каждый из нас наделен удивительным музыкальным инструментом - голосом. Приготовив человеку при рождении столь волшебный подарок, природа позаботилась также о том, чтобы можно было им воспользоваться, как захочешь. Все мамы прекрасно поют для своих детей.

В народной традиции детям много пели голосом без сопровождения, а наиболее распространенными музыкальными инструментами были рожки и флейты. Эти инструменты, также как и человеческий голос, одномоментно издают только один звук, который ясно слышен ребенку Он может далее и сам следить за ходом мелодии. В этом смысле развивающим инструментом может являться также скрипка.

Итак, пение с детьми и для детей позволяет решать многие задачи:

·         Создать у детей определенный эмоциональный настрой - приподнятый, радостный, или, наоборот, спокойный, умиротворенный.

·         Установить контакт между детьми и взрослыми.

·         Привлекать и переключать внимание детской аудитории.

·         Развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения.

·         Углублять эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.

 


 

«Пойте колыбельные»

Специалисты утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельные менее успешны в жизни и подвержены психологическим рискам. Колыбельные песни, которые есть у всех народов, - служат не только для убаюкивания ребенка.

Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком мышлением. От того, какие песни пела мать и пела ли вообще, зависит характер маленького человека, его здоровье, степень его психологической устойчивости. В колыбельных зашифрованы знания о мире, которые заложены в генетической памяти. Детям, у которых генетическая память не востребована, гораздо труднее адаптироваться, а жизни и обществе. Они медленнее привыкают к новым обстоятельствам.

Авторство данного открытия принадлежит доктору философии из Тюмени Ирине Карабулатовой. Она долгое время изучала песни народов Сибири. Немецкие медики, изучавшие колыбельные с научной позиции, утверждают: если перед операцией дать послушать пациенту колыбельную, необходимая доза анестезии снижается.

Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что матери, которые поют своим детям колыбельные улучшают с ними отношения и эти дети быстрее идут на поправку. Это было проверено на недоношенных детях. Матери, начавшие петь колыбельные своим еще нарождённым детям, облегчалось протекание беременности - снимались проявления токсикоза.

У сибирских народов, по наблюдениям Ирины Карабулатовой, идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. Раньше считали, что младенчество - идеально подходит для закладывания в маленького человека нравственных эталонов. Исполняя колыбельную мать, кодирует сына или дочь, прививает правильные стереотипы поведения, которые приняты в обществе. Это обеспечит социально приемлемое поведение человека в дальнейшем.

Согласно статистике люди, которые засыпали под колыбельные, став взрослыми становятся более успешными, чем те, кто не слышал в младенчестве колыбельные.

По материалам лекции Федерико Гарсия Лорки «Колыбельные песни».

 


                                                              

         

«Музыкальное воспитание детей

раннего возраста»

Основы эстетического воспитания закладываются в семье. Поэтому надо как можно лучше и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть несовершенному, и тем самым вы передаете ему частицу своего вдохновения. Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально, знакомство с необъяснимым и чарующим миром звуков, цвета вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего воспитание чувств человека.

В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребенка любого возраста.

Основной вид музыкальной деятельности - слушание ( или прослушивание) детьми музыкальных произведений. Оно связано с развитием сенсорных способностей. Крайне важно умение малыша слушать, вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать ее направление и характер, узнавать знакомую музыку по особому ритмическому или тембровому звучанию. Формирование ритмического слуха у детей раннего возраста происходит на основе восприятия и воспроизведения звуков

различной длительности и всевозможных ритмических комбинаций. Имеются в виду ритмические звукосочетания, состоящие из длинных и коротких нот. Короткие звуки могут изображать бег, долгие - медленный шаг. Сыграйте эти звуки, простучите или прохлопайте , изобразите в своих движениях. Здесь вы вполне можете пофантазировать.

Будет просто замечательно, если вы сами сочините небольшие песенки на стихи, взятые из детских сборников. Песенку можно обыграть. Выберите небольшую, яркую и звонкую игрушку, а лучше купите новую - это повысит интерес и желание малыша ею манипулировать.

Занятия с малышами будут проходить с большей пользой, если инициатива в выборе игрушки, песни исходит от самого ребенка.

Легкая подвижная мелодия песен, простые танцевальные движения доставляют детям много радости. Покажите им, как можно разнообразить движения: хлопать в ладоши, одновременно пружиня на ногах, или слегка притоптывать, делать повороты корпусом, кружиться.

Итак, дорогие родители, вы получили основные ориентиры, как надо строить процесс музыкального воспитания малышей раннего возраста. Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, жизнь в нем станет светлее и радостней, тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке.

 


 

«Влияние музыки на психику ребенка»

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом – причиняют человеку вред.

Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. 

Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения.

Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.

 

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930